Психологическая подготовка спортсмена

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов.  В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:

ежедневные психологические тренировки,
точное определение и постановка тренировочных целей,
умение фокусировать внимание на упражнениях,
способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования.

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

Борьбу со стрессом.
Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Что полезного в планировании результата? Польза в том, что это такая тренировка видеть свои спортивные навыки со стороны и уметь их адекватно оценивать. 5 стр., 2461 слов Психологические особенности личности тренера

… учеников стремление регулярно заниматься спортом; способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях. Тренер – это глубоко творческая личность. Исследователи проблем … ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды. Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и …

Я предлагаю спортсмену, даже новичку, планировать свой результат перед каждыми соревнованиями, причем изначально самостоятельно. Когда спортсмен произносит свои представления вслух — это уже первая проверка их на адекватность. Последующая задача тренера — скорректировать представления, т.к. он может точнее представлять себе состав участников соревнований и возможности спортсмена на общем фоне.

Такое планирование позволяет избежать неоправданных ожиданий. И возможно последующих эмоциональных страданий. Наблюдали, как иногда дети рыдают после соревнований? Как Вы думаете почему?

По моим опросам, чем младше спортсмены, тем более неадекватные у них могут быть ожидания — некоторые новички говорят, что они не только хотели результат гораздо лучше, а вообще хотели победить, хотя окружающим очевидно, что они к этому не готовы. Похоже, что никто им заранее не объяснил, что у каждого спортсмена свой результат, что их умения пока не достаточно сформированные, что побеждать еще рано. Кстати, самые сильные в своем регионе дети при встрече с более сильными соперниками, например, на Всероссийских соревнованиях, тоже склонны неадекватно оценивать свои навыки (преувеличивать или преуменьшать).

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.

ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ

1 ступень “Концентрация внимания&эмоциональный интеллект”

Группа – 6-8 человек. 3 занятия в разные дни по 1 часу – 1500 руб.

2 ступень “Основы саморегуляции. Базовые умения”

Группа – 9-16 человек. 4 занятия по 1,5 часа – 2000 руб.
Группа – 6-8 человек. 4 занятия по 1,5 часа – 4000 руб.(с элементами диагностики).

3 ступень “К своей цели без страха”

Группа – 9-16 человек. 4 занятия по 1,5 часа – 2000 руб. Возможно сгруппировать по 2 занятия в 1 день.
Группа – 6-8 человек. 4 занятия по 1,5 часа – 4000 руб.(с элементами диагностики).

4 ступень “Самоуправление: осознанность, сила воли, тайм-менеджмент, мотивация”

Группа – 9-16 человек. 5 занятий по 1,5 часа – 2500 руб. Возможно сгруппировать по 2 занятия в день.
Группа – 6-8 человек. 5 занятий по 1,5 часа – 5000 руб.(с элементами диагностики). Возможно сгруппировать по 2 занятия в 1 день.

Тренинг “Эмоциональный интеллект”

Для взрослых (тренеры, родители, специалисты).
4 занятия по 2 часа – 3000 руб. Возможно сгруппировать по 2 занятия в 1 день.

ЭКСПРЕСС КУРС подготовки к соревнованию “ПЕРЕЗАГРУЗКА – 15”

ОНЛАЙН ЭКСПРЕСС-ТРЕНИНГ психологической и ментальной подготовки спортсменов к старту за 15 дней.

Цель программы: привести спортсмена в пик формы

Задачи:
– повысить осознанность
– повысить энергетический уровень
– улучшить работу головного мозга: повысить концентрацию внимания, память, скорость принятия решений
– задать ускорение организму в физическом плане
– улучшить управление своим временем
– понизить уровень тревоги, поучиться управлять своими страхами
– подкачать мотивацию на успех
– психологически и ментально подготовиться к предстоящему турниру

Стоимость участия – 3500 руб.

Немного про просмотр трассы и расклад.

Как смотреть трассу, как продумывать свое движение по трассе, как запоминать то, что ты увидел и продумал — этому точно нужно учиться на тренировке, на соревнованиях это уже нужно уметь. Т. е. на тренировке должно быть время для формирования таких умений. Пусть спортсмен будет совершать какие-то ошибки, но у него будет собственный алгоритм просмотра трассы, который тренер время от времени корректирует.

К тем методическим моментам, которые есть у каждого тренера, могу предложить одно упражнение из собственных наблюдений. Дети, насмотревшись параолимпийских игр, лазили на память с закрытыми глазами (как слепые) по несложной трассе — прекрасная тренировка запоминания трассы.

Отдельная тема — это умение просматривать финальную трассу. Очевидно, что это сложнее, т. к. до собственного выступления нельзя посмотреть, как лезет другой спортсмен и нет подсказок тренера.

Формировать такое умение необходимо даже у новичков

Во-первых, на подсознательном уровне это такой сигнал спортсмену о том, что он может попасть в финал, поддержка его способностей, уверенности в себе, что особенно важно для детей с неустойчивой самооценкой. Во-вторых, чем больше для спортсмена знакомого в ситуации, тем она для него менее стрессогенная

Несколько раз я наблюдала как дети-спортсмены, недавно занимающиеся, но имеющие способности, попадают в финал местных соревнований: по их поведению можно судить о том, что они испытывают стресс, т. к. они не ожидали такого результата и плохо представляют себе, что делать дальше (не умеют раскладывать трассу самостоятельно, не умеют лазить с нижней страховкой, не знают, сколько ждать в зоне изоляции и т. д.) и к моменту своего старта их возможности на минимуме. Кстати, обычно второй раз эти новички в финал уже не попадают, т. к. человек подсознательно избегает возможных стрессовых ситуаций.

Еще один пример. Ребенок третий раз попал в финал на Всероссийских соревнованиях и многократно участвовал в финале местных соревнований, но у него не было сформированного адекватного алгоритма просмотра финальной трассы — оказывается, он смотрел не на расположение оттяжек, а на расположение зацепов. И раньше этот алгоритм никогда не подводил. А в условиях, когда трасса была кривой конфигурации, отсутствовала ограничивающая линия, плюс волнение получился досадный результат.

Немного про используемые некоторыми спортсменами стрессовые стратегии.

По моим наблюдениям некоторые спортсмены-скалолазы используют исключительно стрессовые стратегии при подготовке и участии в соревнованиях. Для того, чтобы показать результат — им обязательно нужен стресс, т. е. они умеют мобилизироваться только при помощи стресса. Способ очень неполезный для жизни и здоровья, изнашивающий организм.

Т.к. этот способ формируется не сразу — можно еще у детей-спортсменов заметить начало таких стратегий: заболел и с повышенной температурой выиграл, при этом получил мощное положительное подкрепление и если этот способ закрепился — организм в дальнейшем подсознательно сам ищет себе стрессы для получения эффективного результата. Некоторые спортсмены именно по этой причине употребляют алкоголь или психоактивные вещества.

Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов[править | править код]

Исследования технологий психофизиологического воздействия являются неотъемлемой частью современной спортивной науки. Вклад этих исследований в спортивную практику не может быть недооценён. Придуманные и реализованные в этой области новации открыли огромные перспективы для дальнейшей рационализации подготовки спортсменов.

Инновационные исследования, подходы и практический опыт, связанные с психофизиологическим воздействием и технологиями, привлекают интерес к спортивной науке и передовой спортивной практике. Изучение применения биологической обратной связи, создания ментальных образов, искусственных сред и систем виртуальной реальности в тренировочном процессе формирует перспективную область, в которой усилия исследователей находятся в гармонии с ожиданиями практиков.

В течение последних десятилетий исследования биологической обратной связи стали очень популярны среди ученых и практиков, ищущих возможности для реализации этого метода в тренировочном процессе. В самом деле, портативные устройства обратной связи уже стали частью передовой практики подготовки; методы тренировки с биологической обратной связью вышли в полевые условия из лабораторий и обогатили арсенал средств тренировки. Точно так же создание ментальных образов в сочетании с практическим упражнениями оказалось эффективным методом, облегчающим освоение навыков движения, техники и тактики и увеличивающим эффект традиционно используемых силовых тренировок. Травмированным спортсменам ментальные образы дают возможность поддерживать технико-тактические навыки, когда их двигательная активность ограничена.

Создание искусственных сред в подготовке спортсменов открывает новые перспективы в оценке, коррекции и управлении специфической по виду спорта деятельности в заданных и полностью контролируемых условиях. Следует отметить, что одним из основоположников в создании тренажёров с искусственно управляемой средой был профессор И.П. Ратов (1994), который успешно внедрял их в подготовку ведущих советских спортеменов. К сожалению вследствие существовавших тогда ограничений для публикаций эти достижения не нашли отражения в мировой научной литературе. Хотя применение таких систем по-прежнему ограничено из-за их высокой стоимости и дорогостоящей эксплуатации, имеющиеся результаты исследований доказывают, что это направление является перспективным. Разработка систем виртуальной реальности для тренировочного процесса также связана с прогрессом и расширением применения компьютерных технологий. Использование систем ВР охватывает широкий спектр различных видов спорта и демонстрирует свой высокий потенциал в решении технико-тактических, когнитивных и других специфических по виду спорта проблем. Опыт спортсменов самого высокого уровня из разных стран показал обилие возможных вариантов его применения в основанном на ВР тренировочном процессе, его оценивании и структурировании подготовки.

Биотехнологические воздействия, такие как биологическая обратная связь, ментальные образы, искусственная среда и системы виртуальной реальности в тренировочном процессе формируют относительно новую, перспективную область спортивной науки и передовой спортивной практики. Можно предположить, что последующие усилия исследователей и выдающихся тренеров приведут к более значительному вкладу этих технологий в дальнейший прогресс процесса спортивной подготовки и мирового спорта в целом.

Пример 6. Это отдельная большая тема.

Т.о. психологическая подготовка — это увеличение осознанных элементов в своем спортивном опыте. Чем больше вы понимаете, что вы делаете, тем вы КРУЧЕ, потому что можете скорректировать то, что нужно.

В отношении психологических знаний много мифов, один из полюсов которых: «Да вообще не нужна эта психология», а другой — «Сделайте что-нибудь волшебное». Похоже, что истина где-то посредине. Наверное, основное, что может дать психология — это осознание. Осознание своих сильных сторон и децифитов, мотивации, стратегий, выборов, возникающих эмоций — страхов, злости и т. д. А когда вы что-то осознаете — вы можете это изменить.

Психологическая подготовка спортсменов

Работа со спортсменом проводится в следующем порядке:

1. Диагностика психофизиологических, психогенетических и психоэмоциональных параметров в развитии спортсмена, необходимых для достижения максимальных результатов.

Результаты обсуждаются со спортсменом, его тренером, родителями юного спортсмена. Разрабатывается план психологической подготовки. По запросу результаты оформляются в письменном виде.

2. Индивидуальная работа со спортсменом: обучение психологическим техникам саморегуляции, самонастройки, повышение уровня мотивации и целеустремленности, помощь в преодолении психологических проблем в процессе тренировочной деятельности, сборов.

3. Работа с тренером: корректировка психологического воздействия в ходе тренировочной и соревновательной деятельности с учетом индивидуальных психологических особенностей спортсмена.

4. Работа с родителями: обучение эффективному взаимодействию с ребёнком-спортсменом для формирования его сильной личности, готовой к достижению максимальных результатов.

5. Предсоревновательная подготовка: настройка на конкретное соревнование, устранение психологических помех, сопровождение в день соревнования.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу.

Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться.

Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность

Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях.

Принятие результата.

Когда человек принимает ответственность за свой результат, структура фраз, которые он говорит, начинается с «Я» и глагола и выглядит, например, следующим образом: «Я сделал то-то, потому что… мог сделать по-другому… я могу теперь работать над таким навыком».

Обратите внимание на возможные фразы, свидетельствующие о непринятии своего результата: «Мне не повезло», «Рука соскользнула», «Трасса не моя», «Я не в форме» и т. д

Пример: сильная спортсменка-подросток свой результат на соревнованиях называет «неудачным» и это про то, что она диссоциирована со своим опытом, сделанные ошибки пытается вытеснить, не принимает за них ответственность, соответственно, они не будут проанализированы и могут повториться в дальнейшем.

Почему может произойти непринятие результата? Потому что он не соответствует представлениям о себе (этот результат для меня сильно хороший или сильно плохой) и спортсмен пытается его вытеснить в подсознание.

Добавить комментарий